R.I.M. Porter Novelli

«Бизнес-весна 2016»: организация и комплексная поддержка бизнес-форума в рамках ежегодного Дня российского предпринимательства


ЗАДАЧА

В 2015 году предприниматели были настроены пессимистично относительно будущего российской экономики. Среди лидирующих проблем назывались ограниченный доступ к финансовым ресурсам и деловой холод, связанный с чрезмерной бюрократией и низкой заинтересованностью местного самоуправления в малом и среднем бизнесе. В то же время в Москве совокупный объем поддержки в области государственных и корпоративных закупок составляет более 200 млрд. рублей, а также реализуется целый комплекс программ и мер по финансовой поддержке и стимулированию бизнеса. Однако лишь единицы столичных бизнесменов знают о таких возможностях.

В день российского предпринимательства Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы совместно с общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» организовали форум «Бизнес-весна 2016». Для города форум стал возможностью создать площадку открытого диалога бизнеса и власти на равных и показать потенциал развития предпринимательства в Москве.

Таким образом, перед агентством стояли следующие цели и задачи:

  • Обеспечить возможность диалога «без галстуков» между предпринимателями и городскими властями.
  • Повысить доверие московского бизнес-сообщества к форуму и пригласить предпринимателей принять в нем участие.
  • Повысить уровень осведомленности предпринимателей о существующих мерах и программах поддержки бизнеса московскими властями.

РЕШЕНИЕ

Коммуникационная стратегия

Пессимизм в отношении будущего бизнеса в России, скептическое отношение к форуму, вызванное опасениями, что это будет очередное мероприятие для галочки, где чиновники будут глухи к мнению бизнеса, — вот основные коммуникационные барьеры, которые агентству предстояло преодолеть.

В основе стратегии лежала идея изменить формат мероприятия и создать «форум наоборот», где спикерами станут не чиновники, а предприниматели. Такое смещение акцентов позволило форуму стать площадкой диалога бизнеса и городской власти на равных, предоставив возможность без купюр обсудить текущую экономическую ситуацию, озвучить существующие проблемы и начать совместный поиск их решения.

Тактика, креативные решения

В 2016 году пессимистический экономический прогноз не оправдался, и низкая экономическая активность сменилась оживлением предпринимательской среды. Началась бизнес-весна. Этот образ стал основой креативной концепции форума, которая транслировалась через его название («Бизнес-весна 2016»), красочное визуальное оформление и принцип формирования деловой программы.

Чтобы подчеркнуть связь форума с жизнью города и усилить ощущение начала нового этапа, главным символом мероприятия была выбрана сирень: она цветет в мае, в период проведения форума, а ее цветок с пятью лепестками является символом удачи.

Практические действия

Март–май — коммуникационная кампания.
Анонсирующая рекламная кампания
В преддверии форума для обеспечения широкого охвата целевой аудитории были использованы следующие рекламные инструменты:

  • адресная рассылка приглашений по базе организации «Опора России» и базе предпринимателей Правительства Москвы;
  • наружная реклама в центре города для информирования жителей Москвы и Московской области о предстоящем мероприятии (использовано более 120 рекламных поверхностей);
  • реклама на главном деловом радио Business FM для информирования бизнес-сообщества Москвы о предстоящем мероприятии. Основной акцент был сделан на преимуществах, которые предприниматели смогут получить, придя на форум (более 40 выходов в эфир);
  • интернет-реклама для увеличения охвата целевой аудитории на наиболее часто посещаемых деловых и новостных интернет-ресурсах, таких как Kommersant.ru, Ria.ru, Vedomosti.ru.

Работа с прессой
Для преодоления существующих коммуникационных барьеров были выбраны следующие ключевые тактики взаимодействия со СМИ:

  • Работа с историями успеха предпринимателей ― участников форума. В ходе анонсирующей кампании команда агентства отбирала наиболее яркие и нестандартные кейсы участников форума, которые затем транслировались в СМИ.
  • Инициирование комментариев, интервью с ключевыми спикерами о текущей повестке, ключевых тенденциях и проблемах развития предпринимательства в Москве позволило на протяжении всей анонсирующей кампании поддерживать и усиливать интерес целевой аудитории к форуму.
  • Создание пула деловых и общественно-политических изданий, включавших в себя более 1000 целевых контактов.
  • Информационное партнерство. Форум поддержали 28 крупнейших федеральных деловых и общественно-политических СМИ, среди которых такие издания, как «РБК», «Коммерсант», «Ведомости», «Газета.ру», «Российская газета», РИА Новости, ИТАР-ТАСС, радиостанции Business FM, «Эхо Москвы», «Вести FM», а также телеканалы «Первый канал», «Россия-24», «Москва 24» и др.
  • Создание медиа-центра на площадке форума. Медиа-центр — специальная деловая зона, оборудованная всей необходимой техникой, быстрым и стабильным интернетом и экранами с прямой трансляцией происходящего в зале. Обо всех изменениях в деловой программе журналисты узнавали в режиме реального времени через аудио-оповещения и специальные информационные экраны.
  • Индивидуальный подход к журналистам. Для каждого журналиста на мероприятии была разработана собственная программа, отвечавшая его интересам и пожеланиям и включавшая в себя информацию по наиболее релевантным для него спикерам, деловым секциям, выставочным стендам. Также использовались смс-оповещения о предстоящих пресс-подходах.

26 мая — Форум «Бизнес-весна 2016»

Деловая программа форума включала шесть бизнес-сессий, сформированных на основе анализа наиболее востребованных у предпринимателей тем: «Инновационное производство ― технологии, кадры, инфраструктура», «Финансы и бизнес», «Работа с государственными заказами и закупками», «Инновационный сервис и сфера услуг», «Туризм. Внутренний туризм», «Общественное питание и пищевая промышленность». В течение дня был подписан ряд соглашений, предусматривающих создание в Москве нового технопарка, научно-практической лаборатории по разработке и тестированию программно-технических решений в сфере оказания медицинских услуг и телемедицины, запуск прозрачного механизма финансовой поддержки производственных МСП.

Открытый диалог власти и бизнеса. В отличие от других форумов, на «Бизнес-весне 2016» главными спикерами мероприятия стали сами предприниматели, получившие возможность поделиться своими историями успеха и неудач и обсудить текущие проблемы. А свыше 45 представителей московской городской власти, среди которых мэр Москвы Сергей Собянин и его заместитель Наталья Сергунина, руководитель департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Олег Бочаров и его заместитель Ольга Рогова и многие другие, приняли участие в работе сессий в качестве слушателей.

Выставка «Сделано в Москве». Более 60 местных компаний получили возможность продемонстрировать широкой аудитории свои товары и решения. Вместе с ними на площадке были представлены стенды банков и государственных распределителей бюджетных средств, а также центры услуг для бизнеса, где предприниматели могли получить профессиональные консультации.

Мероприятия для будущих предпринимателей. Для юных предпринимателей и их родителей на территории ВДНХ была построена специальная зона со свободным входом. Дети и подростки в течение всего дня могли принять участие в деловых играх и мастер-классах ( «От идеи до производства», «Предприимчивые изобретатели», «Закачай мозги», «Коммерциализация инженерных проектов», «Вертикальный взлет», «Цифровой дом», «АВИАЦМИТ»). Также у них была возможность посмотреть научное шоу, посетить интерактивную площадку научно-технического творчества, пройти профориентационный тест и получить консультацию специалистов по выбору будущей карьерной траектории.

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Форум посетили 2700 гостей (KPI — 2000 гостей), среди которых мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина, представители Правительства Москвы и других органов государственной власти, представители российских и иностранных деловых ассоциаций, московские предприниматели и эксперты.
  • Более 60 компаний приняли участие в экспозиции форума (KPI — не менее 50 компаний-участниц).
  • В рамках проведения детской программы «Юный предприниматель» организован прием более 800 детей и более 100 взрослых.
  • Охват анонсирующей рекламной кампании ― более 5 млн. человек.
  • По результатам работы вышло более 230 оригинальных публикаций и новостных сообщений (KPI — 100).
  • 47 городских и федеральных СМИ посетили и осветили мероприятие. Среди отзывов о мероприятии: «Отрадно, что город организовывает подобные мероприятия, где бизнес и власть слышат друг друга, пытаясь найти общие решения для привлечения инвестиций в различные отрасли. Заинтересованы в поддержке предпринимательства и крупные банки».

Все проекты